Что должен уметь ребенок в 2 года

Возрастные особенности психики и развития когнитивной сферы

Возраст 2 года – время, когда дети разных полов начинают существенно отличаться друг от друга:

  • мальчики весят около 13-15 кг, их рост составляет до 92 см;
  • девочки легче (до 14 кг) и меньше (не выше 90 см).

Многие дети становятся активными, любят спортивные игры, с удовольствием бегают, играют с мячом, качаются на качелях.

В два годика ребенок обладает яркими особенностями мышления, внимания и памяти. Представим их в форме таблицы.

Характеристика Особенности детей в 2 года
Мышление Развивается абстрактное мышление.Формируется воображение (ребенок учится продумывать в уме ситуацию на основе похожих).Начинает понимать причинно-следственные связи событий.Хорошо умеет соотносить слово с предметом действительности.
Внимание Воспринимает те предметы и явления, которые находятся в зоне его видения.Может испытывать затруднения с концентрацией внимания.
Память Постепенно запоминает характеристики предметов (цвет, размер).Запоминает больше слов, у малыша формируется активный и пассивный словарный запас.

В возрасте двух лет мышление развивается наглядно-действенно, поэтому необходимо давать возможность ребенку в руки как можно больше предметов – через соприкосновение с ними он познает мир. В два годика малышу необходимо общение со взрослыми, поэтому родителям следует как можно чаще беседовать с крохой, отвечать на его вопросы.

Детям в возрасте 2 лет неведом страх, они способны залезть на высоту, но еще не в силах объективно оценивать расстояние и, пытаясь слезть, могут получить серьезные травмы. Именно поэтому родителям важно знать, чего стоит ожидать от крохи, и внимательно следить за ним.

Что должен уметь ребенок в 2 года

К двум годам малыш уже должен хорошо освоить ряд простых движений:

  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • переходить с шага на бег;
  • не утрачивать равновесия, пытаясь подпрыгнуть на месте или пройти по доске, тротуарному бордюру;
  • бродить по наклонной плоскости;
  • забираться на кресло или диван;
  • перешагивать или перепрыгивать через невысокие препятствия;
  • ловить брошенный родителем мяч, удержать его в руках. Пока расстояние для броска должно быть небольшим, взрослому следует отойти от малыша на полшага, не больше.

Дети, достигшие двух лет, с удовольствием танцуют под зажигательную музыку, способны листать страницы книги (несколько страниц за один раз), разглядывая картинки Начинают формироваться у малышей и первые навыки рисования: они наносят на бумагу линии (как горизонтальные, так и вертикальные), способны изобразить кривые «окружности».

В этом возрасте у ребенка уже должны быть сформированы некоторые навыки:

  • стремление повторять за взрослыми слова, даже не понимая их значения;
  • постепенно заменять звукоподражания словами;
  • уметь прощаться и здороваться, понимать, когда это уместно;
  • произносить название животных, предметов;
  • часто от малыша можно услышать вопрос «это что?»;
  • двухлетний ребенок уже должен уметь произносить свое имя, однако о себе может говорить в третьем лице;
  • малыши составляют предложения более чем из трех слов, могут устно проговаривать небольшие тексты из 3-5 предложений, выражая свои мысли. Чаще всего малыш говорит о своих желаниях и потребностях и использует простые слова: «мама пришла», «дай лялю».

Для развития ребенка в 2 года характерно умение различать слова с противоположным значением: маленький и большой, быстро и долго. Большинство детей способно давать название знакомым предметам, их краткое описание (цветок зеленый, солнце желтое). Разговаривать становится естественной потребностью малыша.

Двухлетний ребенок – это маленький исследователь и первооткрыватель. Он уже может самостоятельно ходить, хотя иногда он спотыкается; понимает многие вещи и интересуется окружающим их миром. Однако для правильного развития ему нужны терпеливые и поддерживающие родители.

Ребёнок 2 лет любит исследовать окружающий его мир. Он заглядывает в шкафы в поисках сокровищ, любит проверять новые вещи на вкус, поэтому следите за тем, что он кладёт в рот, чтобы предотвратить удушье. Стоит укрепить мебель, потому что двухлетние дети лезут на столы и полки. Также закройте электрические розетки, так как малыши любят засовывать туда свои пальцы и другие предметы.

Вес и рост двухлетнего ребенка – это индивидуальный вопрос, который в значительной степени зависит от наследственности. Двухлетний ребенок весит около 13 кг, а рост его около 85 см. Большинство детей этого возраста спят около 14 часов в день. С двухлетнего возраста многие дети перестают спать днём.

Также малыши возрастом 2 года могут не только гулять, но и бегать и взбираться наверх, сам выбирается из кроватки. Он также может спускаться и подниматься по лестнице, но одним шагом, поставив на ступеньку обе ноги. У двухлетнего ребенка изменчивый аппетит, он все чаще начинает выражать своё мнение и заявляет, что он будет есть, а что нет.

  • Он может самостоятельно есть ложкой,
  • Сам пьет из чашки,
  • Стоит на цыпочках,
  • Ходит назад, бегает и прыгает,
  • Может на ходу поднять игрушку,
  • Он может наклониться и поднять что-то с пола,
  • Моет руки под присмотром взрослого,
  • Он лучше владеет своим телом,
  • Он открывает дверь за ручку,
  • Отталкивается ногами на трехколесном велосипеде,
  • Рисует карандашами и фломастерами,
  • Умеет строить из кубиков,
  • Ловит и бросает мяч.

Приобретение определенных физических навыков у ребенка в 2 года зависят от того, какой образ жизни ведется в семье и степени активности малыша. Основным отличием двухгодовалого, к примеру, от годовалого является целенаправленное перемещение в пространстве.

Инстинкты и рефлекторные сенсоры отходят понемногу на второй план. Теперь у него в приоритете направление своих действий в конкретное, нужное для него русло. Что умеет ребенок в 2 года в физическом плане?

  1. Легко подниматься и спускать по лестнице. Некоторые малыши даже могут перепрыгнуть через одну ступеньку. При этом спуски и подъемы совершаются в любой плоскости.
  2. Ходят по невысокой полосе, бревнышку, стараясь держать равновесие.
  3. Они способны перешагнуть через невысокий барьер.
  4. Совершают невысокие прыжки.
  5. Могут пнуть мяч ногой, попадая точно по нему.
  6. Они уже уверено совершают повороты и пятятся назад.
  7. Совершать небольшие пробежки. При этом он легко переходит с шага на бег.
  8. У них проявляется неповторимое чувство ритма, потому нередко можно увидеть, как кроха с удовольствием пляшет под энергичную музыку.

Преследуя свои цели, ребенок может с легкостью подняться на детскую горку и спуститься с нее. Он уже свободно передвигает стул, чтобы добраться до цели. Может преследовать кису и так далее.

Координировать свои движения получается еще не в полной мере. Они также плюхаются на «пятую» точку. Чтобы удержать равновесие нередко расставляют руки в стороны. Некая неповоротливость в движениях может продолжаться длительное время, но с каждым разом его движения становятся более уверенными.

Однако в 2 годика ребенок уже умеет управлять обеими руками. Он может поймать мячик с небольшого расстояния. Это время, когда он может сам рисовать и лепить простые формы из пластилина, лепного теста в виде колобков и колбасок. Оптимальный период знакомства с ножницами и работы с ними. Все манипуляции с ножницами должны осуществляться строго под наблюдением взрослых.

Советы по физическому развитию в этом возрасте больше направлены на укрепление мышц спины, ног, а также укреплению костей. Кроме того, при грамотном подходе опорно-двигательный аппарат будет сформирован в последующем правильно. Ежедневно можно заниматься, используя три или четыре упражнения, по 15 минут для каждого.

  • Детям второго года жизни жизненно важно учится сохранять равновесии. Не нужно ставить его на возвышенность. Достаточно расстелить на полу кусок небольшой по ширине ткани или бумаги и попросить ваше чадо пройтись по нему, не заступая за край. Процесс должен осуществляться в игровой форме. Можно использовать его любимые вещи, игрушки.
  • Следующее упражнение направлено на развитие не только определенной группы мышц, но соревновательного духа. Сбор урожая в виде кубиков, разбросанных игрушек, пластиковых или деревянных фруктов и овощей. Попросите малыша за определенное время собрать предметы в корзиночку. В процессе игры, он будет совершать приседания и наклоны.

Когда он освоится в этой игре, можно усложнить задачу, и попросить его собрать предметы определенного цвета или фрукты или только овощи и так далее.

  • Повторение движений животных, птиц и природы в целом. Можно попросить, чтобы он показал, как растет дерево, бежит ручей и так далее. Это оригинальные занятия на познание мира, себя. К тому же отличный способ посмеяться и весело провести время.
  • Игры с мячом или фитболом подходят любому возрасту. Пинать ногами, кидать руками, ловить, выбивать и так далее. Совет: на начальном этапе при игре футбол лучше всего ходить, а не бегать.

Мелкая моторика — ее значение, упражнения

В два года ребёнок уже может произносить все гласные и согласные. Он произносит буквы: п, б, т, д, м, ш, ц, а иногда даже р. В двухлетнем возрасте ребёнок уже использует около 50 слов, а понимает гораздо больше.

Обычно к 2 годам он уже может называть членов семьи, предметы, которые ему интересны, и озвучивать простые действия. В этом возрасте некоторые дети уже делают словосочетания из двух слов и строят короткие предложения, но скорость обучения речи в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей.

  • Он реагирует на свое имя,
  • Говорит “папа” и «мама»
  • Он повторяет слова, услышанные в разговоре,
  • Строит предложения из двух слов и более.

Это прекрасный момент, чтобы познакомить свое чадо с миром сказок, стихотворений для самых маленьких и прочими интересными историями. Не стоит делать поблажку малышу, упрощая слова и говоря с ним на одном языке. Потому выбор остается за произведениями, предназначенными для самых маленьких. Там все описано простыми и доступными для его понимания словами.

Нелишним будет дать и разъяснения, если он что-то не понял. Читать нужно с выражением, четко и внятно, равно как и разговаривать. Возможно, на данном этапе это будет для него сложно, но именно так он узнает не только много слов, но и научится говорить правильно.

Уже в этом возрасте можно разучивать с малышом отличительные особенности, которые пригодятся в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. К примеру, читая сказку, можно сказать, что заяц всего боится, значит, он трусливый. Лиса — хитренькая, медведь – неуклюжий и косолапый и так далее.

Альтернативным вариантом, когда у родителей не хватает времени, выступают аудиокниги и детские песенки.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Одним из самых действенных способов является мотивация общения. Ее можно вызвать простыми вопросами. Например, попросить малыша рассказать, как прошел его день, чем он занимался. При этом необходимо давать ему время, чтобы он мог сформулировать свой ответ.

Многие родители забывают делать упражнения для артикуляции, способствующие улучшению произношения. Своеобразная гимнастика научит ребенка чувствовать свой язык, губы, небо:

  • Посылать друг другу воздушные поцелуи;
  • Пробовать удержать на кончике языка конфетку;
  • Имитировать звуки знакомых предметов, сжимая, разжимая и вытягивая губы.

Это лишь простейшие упражнения, которые должны быть преподнесены малышу в игровой форме.

Развитие ребенка в 2 года подразумевает овладение навыками, связанными с мелкой моторикой. Именно она напрямую влияет на формирование речи и правильное произношение слов, звуков. Кроме того, она отлично стимулирует мышление.

Малыши второго года жизни должны уметь:

  • Держать в руке карандаш, ручку и рисовать «абстрактные рисунки» — каракули;
  • Использовать крупные бусинки, нанизывая их на нитку;
  • Наливать воду в кружку и переливать ее в более объемную емкость;
  • Расстегивать и застегивать замок-молнию, а также пытаться застегнуть пуговицы.

Современные производители детских игрушек предлагают огромный ассортимент специализированного товара, направленного именно на развитие мелкой моторики у детей. Отличаются они своими безопасными материалами и качеством изготовления, а также делению по возрастным группам. Для каждого возраста имеется свои развивающие игрушки.

Родителям же можно выполнять несколько упражнений с детьми.

  1. Катание пальчиками бусинок, камешков и других мелких предметов по поверхности. Нужно поочередно менять палец.
  2. Пальчиковые танцы по столу, хождение. Нужно поочередно менять руки и увеличивать скорость перемещения.
  3. Рисование, в том числе и пальчиками, лепка, игры в пазлы-вкладыши, шнуровки, логические конструкции с отверстиями.

Словарный запас многих малышей в возрасте двух лет уже содержит более ста слов, дети с удовольствием повторяют за родителями несложные поэтические строки. Однако возможно и такое, что ребенок владеет навыками произнесения всего пары слов (например, мама и папа). Оба варианта являются нормой, поскольку на формирование и развитие речевых навыков оказывает влияние множество факторов.

  • Дети, которые общаются с ровесниками, ходят в садик, начинают разговаривать раньше.
  • Девочки оказываются более говорливыми, нежели мальчики.

Поэтому родителям не стоит расстраиваться, если их малыш пока говорит хуже, чем соседский.

Сколько слов является нормой для ребенка двух лет? Однозначного ответа дать невозможно, все зависит от индивидуальных особенностей малыша, но у многих этот показатель стремится к цифре 200-300. Для двухлеток характерна понятная родителям (хотя и не всегда четкая) речь, возможно нарушение в произнесении отдельных звуков и слогов.

Два годика – самый подходящий возраст для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. От родителей требуется регулярно заниматься с ребенком, используя многообразие игр.

Начать лучше всего с самых простых вариантов, постепенно усложняя задания.

  • Вращение. Развитие такого движения очень важно для малыша, поэтому можно предложить ему покрутить юлу, кеглю. В качестве рабочей поверхности можно использовать стол, пол – то место, где ребенку более комфортно, а выполнение задания не вызывает трудностей.
  • Работа с карандашом и маленькими резинками для волос. Один из взрослых берет в руки простой карандаш, задача малыша – надеть на него резинки. Упражнение очень хорошо развивает мелкую моторику.
  • Карандаш и веревка. Для выполнения потребуется обычный карандаш и лента, веревка. Родитель держит карандаш, малыш должен обмотать его лентой.

Такие упражнения детям интересны, чаще всего выполняются с удовольствием. Родителям важно заниматься этим регулярно, поскольку развитие мелкой моторики – важнейший этап подготовки ребенка к школе.

Уже в 2 года становится понятно, будет ли ребенок правшой или левшой, поскольку он начинает наиболее часто задействовать рабочую руку, редко используя обе одновременно. Но точно определить это можно будет лишь в школьные годы.

Следующий этап развития моторики малышей в возрасте двух лет – занятия с мелкими предметами. Это могут быть бусины, фасоль, небольшие по диаметру камешки.

Можно давать ребенку такие задания:

  • разложить бусины по различным коробкам;
  • нанизать их на веревку;
  • разложить камешки на столе.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, поэтому не реже раза в неделю следует знакомить ребенка с пластилином. Понравится ребятам и такая забава: взрослый лепит из пластилина овал (это тело ежа), задача ребенка – украсить его «иголками», роль которых исполнят спички или семечки. Втыкая их в мягкую поверхность, малыш будет развивать свои навыки.

Вербальное развитие

У детей двух лет происходит резкая смена речи. При этом положительная динамика постоянно прогрессирует. Некоторые малыши могут повторять за взрослыми небольшие стихотворения в 2-3 строчки. Другие, выговаривают только папа и мама.

Речевое развитие сугубо индивидуально. Не такая редкость, когда дети начинают говорить только к четырем годам. Замечено, в семье с двумя и более детьми, младшие начинают говорить раньше, и произносят звуки гораздо чище.

В среднем словарный запас ребенка в этом возрасте содержит около пятидесяти слов. К трехлетнему возрасту, он полоняется примерно, до двухсот слов. Коверканье звуков и слов с заменой местами слогов, опусканием звуков, в данный период является нормой. Например, он может говорить ни «минералка», а «генералка», ни врач, а «грач».

Что должен уметь ребенок в 2 года

Если у детей в 3 года главным вопросом становится «Почему», то в два – «это что?». Чаще всего дети в этом возрасте говорят про себя в третьем лице, называя свое имя или без него. Он пытается составлять смысловые предложения, состоящие из 3-5 слов.

https://www.youtube.com/watch?v=Pe1qNlvZIxU

Он знает название некоторых животных, например, собака или кошка. При этом называет он их ласкательными, уменьшенными именами, «собачка», «киса».

Обращаясь непосредственно к близким, называет их по имени. Значит, он уже осваивает прямое обращение.

Он знает названия большинство потребляемых им блюд и напитков. Например, чай, молоко, сок, каша, суп и так далее.

Умения и навыки детей в речевом плане выражаются в первоначальных отличиях, антонимах. Например, кроха понимает понятие большого и маленького, высокого и низкого. Он также вполне может выполнять простейшие просьбы. Например, подать полотенец, стакан и так далее. Он способен показать на картинках знакомые предметы.

Познание мира, эмоции и социум

В этом возрасте детки уже не прячутся за мамину юбку, а с удовольствием могут пойти на контакт, особенно со своими сверстниками. Но существует разница между социальным и эмоциональным развитием девочки и мальчика.

Девочки более спокойны и уравновешены, в то время как мальчики подвижны и более проворны.

У маленьких представительниц слабого пола очень развито воображение. При этом они могут подолгу заниматься одним делом. Мальчишки же, терпеть не могут длительные занятия. При этом длительность у них означает больше пяти минут. Они не особо интересуются творчеством, что, несомненно, влияет на речь на ранней стадии развития вербального общения.

Девочки особо зависимы не только от мамы, но и от мнения взрослых. Будущим «воинам» все равно, что о них подумают окружающие и стараются проявить самостоятельность, как можно раньше.

Оценка взрослых тоже отличается в зависимости от пола ребенка. Если нужно понравиться девочке, то необходимо сделать ей комплимент, позволить поиграть со своей вещью и угостить вкусненьким. А вот с мальчиком придется поиграть и в войнушки, и в пираты, а еще научить чему-то новому, мужскому.

Одинаково у них одно, оба в этом возрасте осознают половую принадлежность. Мальчики носят брюки, шорты, а платье и юбочки надеть не могут. Девочки же наоборот предпочитают платья и понимают, когда они вырастут, будут похожи на маму.

Взрослым нужно знать, что дети в этом возрасте эмоционально восприимчивы. Потому любое их начинание нужно поддерживать своим одобрением, похвалой. Им нужно помогать решать конфликтные ситуации, так как именно сейчас они приобретают первый опыт социального общения.

Капризы ребенка обусловлены тем, что примерно до пяти лет они просто не способны контролировать свое внимание, память и мышление. Он не может описать не свое эмоциональное, ни психологическое состояние. Они очень быстро перенимают поведение окружающих, потому важно, чтобы вокруг него создавались благоприятные, положительные условия.

Базовые навыки

Малыш, которому уже исполнилось два года, должен знать следующее:

  • некоторые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат);
  • восемь цветов (красный, белый, черный, синий, желтый, зеленый, коричневый, фиолетовый);
  • предметы по их параметрам (большой и маленький, холодный и горячий, сухой и мокрый).

В этом возрасте большую роль играет подражание, поэтому ребенок часто копирует действия взрослого, его движения, танцы.

К двум годам ребенок должен уметь собирать крупные пазлы из 3-4 компонентов, пирамидку из 6 колец исходя из их размера и цвета, складывать матрешку – догадываться, как она должна выглядеть, совмещать половинки одного размера.

Мастерство самообслуживания и поводы для беспокойства

Вроде бы это уже и не беспомощный младенец, но в тоже время, назвать его большим тоже не получается. Однако общие навыки того, что он самостоятельно может делать, все же есть.

Он может кушать ложкой, мыть сам руки и умывать лицо. Пытается чистить зубы, правда, под присмотром родителей. Он помогает по хозяйству, чувствуя себя приобщенным к семейным делам. Он способен сам надеть на себя некоторые вещи.

Существуют некоторые рекомендации родителям, на что нужно обратить внимание и проконсультироваться с врачом:

  • Если ребенок не реагирует на просьбы или относится к ним не совсем нормальным образом;
  • Если малыш в 2 годика не пытается произносить слова;
  • Если он не пытается общаться с другими детьми.

Однако это может быть обусловлено плохим самочувствием, воспалительными процессами. Несмотря на обилие информации, диагностировать любое заболевание самостоятельно, противопоказано.

Алёна Кириленко

Автор статьи

Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

[mrp postnumb=4]

Любимые игры

Двухгодовалые дети предпочитают разнообразные игры – как спортивные, так и спокойные. Родителям важно помочь перевести энергию в нужное русло и сделать так, чтобы малыш не просто развлекался, но и развивался.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Помогут такие занятия:

  • лепка из пластилина;
  • рисование;
  • аппликация из крупных элементов.

Игры малышей становятся все сложнее, дети пробуют самостоятельно разыграть сценки из любимых сказок, играть в доктора, строить домики для игрушек, «кормить» кукол, придумывать целые сценарии. К числу любимых ими игрушек относятся кубики, из них ребенок складывает башни.

Малышам становится все более приятно общение как со взрослыми, так и со сверстниками, они с удовольствием играют с другими крохами на детских площадках.

Возможные сложности

Родителям важно подготовиться к тому, что дети в два года начинают проявлять порой излишнюю самостоятельность и доказывать свою позицию, капризничать, не соглашаться с мнением взрослых. От мам и пап требуется проявить терпение, не убивать в малыше стремление к независимости, дать ему возможность самому совершать определенные действия – одеваться, умываться – но под контролем родителей.

Сложность может быть связана и с тем, что, столкнувшись с неудачей, ребенок может отказаться от дальнейшего обучения – например, не захочет строить башню из кубиков. Мамам и папам придется вдохновить ребенка: похвалить его, еще раз все показать, использовать игровые методики («давай поможем мишке, построим для него башню»), стремиться всеми силами заинтересовать малыша.

Бытовые умения

Мама рисует с сыном

Что умеет ребенок в 2 года в области социально-бытовых навыков? Он старается делать все сам, подражая взрослому, но не обращаясь к нему за помощью. Поэтому родителям важно проявить чуткость и выручать ребенка только в том случае, если у него какое-либо действие совершенно не получается. Необходимо показать, как надо действовать правильно.

Список умений довольно условен, но желательно, чтобы к двум с половиной годам ребенок уже ими обладал:

  • держать в руке ложку и аккуратно принимать пищу, не испачкав стол и одежду;
  • пить из чашки;
  • надевать носки, варежки, шапку;
  • мыть руки, в том числе и без напоминаний;
  • умываться;
  • проситься на горшок.

Чистка зубов пока происходит при помощи родителей или под их контролем. Умение ходить на горшок еще на стадии закрепления – днем малыш двух лет будет проситься, но к длительному терпению пока не готов, в ночное же время может произойти «неожиданность». Ребята в этом возрасте нередко показывают желание одеваться самостоятельно, однако пока плохо справляются с этим действием, родителям приходится помогать им.

Оценка развития

Важно отметить, что вышеуказанные навыки и умения являются желательными, но необязательными, и отсутствие некоторых из них на фоне хорошо развитых других не является тревожным сигналом для родителей. Однако если ребенок не владеет большей частью навыков, следует посетить специалиста.

Помочь оценить положение способна карта для девочек и мальчиков по уровню развития. Родители могут по результатам наблюдения заполнить таблицу, ответив в ней на следующие вопросы.

  • Подражает ли малыш действиям сверстников и взрослого, проявляет ли к ним интерес?
  • Наблюдает ли он за поступками главных персонажей сценки кукольного театра?
  • Слушает ли он стихи или сказки, которые рассказывают родители, без использования визуализации?
  • Знает ли свое имя? Может ли перечислить название игрушек, животных?
  • В состоянии ли сгруппировать однородные предметы, выделить один отличающийся из группы?
  • Узнает ли геометрические фигуры?

В детских садах такая оценка проводится дважды в год – в мае и сентябре. Родители также могут создать таблицу навыков и заполнять ее в летнее и зимнее время, чтобы понимать, развивается ли их малыш в соответствии со своим возрастом.

Двухлетний возраст – важнейший этап в жизни крохи, в это время продолжают развиваться важнейшие умения и навыки, которые потребуются ему в дальнейшей жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал женской красоты