Развенчание церковного брака возможно или нет

Развенчание церковного брака. Как развенчаться в церкви

– Как Вы думаете, развод – это трагедия или праздник свободы? Благо или зло?

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

– Конечно, развод христианской (да и любой) семьи – это никакой не праздник свободы, а беда и… духовная смерть обоих супругов, ведь семья является единым организмом. А когда умирает любой организм, это всегда трагедия.

– В данной ситуации надо разбираться подробно. Однако, судя по всему, спасти этого несчастного человека может лишь Господь и собственная супруга. В данном вопросе есть особая глубина. Ведь в мире действует Промысл Божий, который зачастую направляет зло во благо.

Существует расхожая поговорка: «Не согрешишь – не покаешься», и она, поверьте, появилась не случайно. Безусловно, это вовсе не означает, что для покаяния надо специально грешить.

Поэтому я полагаю, не нужно путать те обстоятельства, которые привели ко греху, с его сутью, не смешивать повод с причиной.

Например, ответьте мне однозначно на вопрос, является ли убийство грехом? Первый порыв ответить: «Естественно, да!» Хорошо, задам второй вопрос: «А если вы убили бандита, защищая от него женщину с ребенком«? Ответ уже не так очевиден… Естественно, с точки зрения Православной Церкви, грехом и злом является любое убийство, но, я думаю, суд Божий будет зависеть от мотивации убийцы… Одно дело – ограбить инкассаторский броневик ради наживы, а другое – защищать на войне женщин и детей.

Так и в случае развода: само по себе расторжение брака – это зло.

Но очень часто оно является, например, следствием измены одного из супругов. Поэтому Сам Господь говорит, что единственный повод для развода – это измена (см. Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Или если муж приходит домой пьяный и избивает жену, кто же может сказать ей: «Терпи, потому что ты венчанная»? Какой же это брак? Развод здесь никакое не благо и не убийство семьи, а просто констатация давней или недавней ее смерти.

– В загсе есть юридическая процедура росписи и развода. А в Церкви – Таинство Венчания. А если люди разводятся, происходит ли в храме процедура развенчания? Если нет, почему?

– В Церкви не существует процедуры «развенчания».

Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. И в храме происходит не процедура росписи, а именно Таинство, и это не Таинство Венчания, а Таинство Брака. Роспись, заверяемая государственным служащим загса – это договор, который можно расторгнуть в любое время. А природа Таинства совершенно иная. Поэтому никакого «таинства развенчания» не существует.

Студенческий альманах православного миссионера «Призвание» № 8, 2011.

Людей волнует, можно ли развенчаться после развода? Церковь не признаёт института развенчивания, ведь считается, что семья признаётся главным в жизни. А при венчании пара даёт обещания не только друг другу, но и Богу. Однако, если брак распался, подобную процедуру всё-таки могут провести.

Привычные доводы вроде «не подошли характерами» либо «полюбил другую» распадающиеся семьи предъявить храму не могут.

Уважительными для развенчания церковного брака признают нижеперечисленные моменты:

  • измена;
  • принятие супругом/супругой другой веры;
  • аборт (если не числилось медицинских показаний);
  • недееспособность человека;
  • у мужа/жены появилась другая семья;
  • пропажа человека;
  • попытки совершить насилие над членами семьи;
  • пребывание в тюрьме;
  • невозможность иметь детей;
  • кровосмесительный союз;
  • наличие болезней, которые угрожают жизни второго супруга либо детей;
  • попытка совершить самоубийство;
  • наличие вредных привычек.

Важно понимать, что недостаточно просто озвучить причину для проведения рассматриваемого мероприятия. Все свои доводы потребуется доказать.

Рассмотрим детальнее, как развенчаться в церкви после развода.

Характерные черты

Определяя, как развенчаться после развода, мы упоминали, что мирских причин для этого недостаточно. Ранее единственным оправданием повторного венчания вообще служила исключительно смерть первого партнёра. Сейчас, как мы видим, есть иные основания. Однако, выясняя, как можно развенчаться, следует принимать во внимание, что по церковным меркам на второй шанс заслуживает только тот человек, который не повинен в распаде союза.

Хотя церковь не признаёт разводов, разберём, как же реализовать задуманное.

Ход мероприятия

Для развенчания церковного брака процедура предусматривает обращение к архиерею. Порядок таков: с ним потребуется провести своего рода собеседование, на котором нужно будет озвучить причины расставания. После такого общения священнослужителю ещё направляется письменное обращение. В нём необходимо указать такие сведения:

  • где и когда пара венчалась;
  • нюансы совместной жизни;
  • причины развода.

Здесь всё просто: правила в православной церкви таковы, что если ваши доводы покажутся архиерею неубедительными либо недостаточными, чтобы аннулировать союз, вы получите отказ.

Поскольку церковь не признаёт распада брака, сам по себе обряд развенчания не предусмотрен. Под таковым понимают новое венчание с другим человеком. Подобная процедура производится так же, как и в первый раз, с тем лишь различием, что на головы брачующихся не будут возлагаться венцы.

Возложение венцов происходит только для тех граждан, кто венчается впервые.

Неисповедимы пути Господни. Ни одна пара новобрачных не может предугадать свою судьбу. В день свадьбы преобладающее большинство «новоиспеченных» супругов уверены, что пройдут земной путь рука об руку до самой смерти. К сожалению, не всегда этим мечтам суждено исполниться.

Настает день, когда приходит понимание, что семья окончательно распалась, и путей восстановления союза нет. Расторжение брака становится единственным способом избавления от совместного тягостного сосуществования.

Развод — процедура неприятная и для многих болезненная. Особенно это касается тех случаев, когда один из супругов против расставания. В суде инициатору развода придется предоставлять не самые приглядные факты супружеской жизни, чтобы добиться скорейшего расторжения брака.

Несмотря на то, что процедура закона позволяет сделать небольшую отсрочку для развода, по регламенту она не может быть более трех месяцев. А что же церковь? Как она смотрит на разведение двух обвенчанных супругов? Церковь не выполняет таинств с «разрушительным» смыслом, поэтому процедуры по развенчиванию уже соединенных двух душ в одно целое нет.

Даже получив официальное свидетельство о разводе в ЗАГСе или суде, ни у одного из супругов нет возможности получить расторжение церковного брака. Таким образом, уже разведенная пара перед государством будет оставаться мужем и женой перед Богом. Единственной причиной развенчания предыдущего союза может стать новый брак.

Для проведения повторного таинства необходимо получить благословение у епархиального архиерея, которое дается только в исключительных случаях:

  1. смерть одного из супругов;
  2. неизлечимая болезнь супруга, предоставляющая угрозу жизни детей (СПИД, сифилис и тому подобное);
  3. неспособность к продолжению рода;
  4. факт плотской измены одного из супругов;
  5. один из супругов изменил православное верование на другое;
  6. аборт жены без медицинской необходимости;
  7. один из супругов пропал без вести;
  8. рукоприкладство;
  9. неизлечимые алкоголизм или наркомания;
  10. брак одного из супругов с другим человеком.

Личная беседа со священнослужителем должна быть достаточно открытой и доверительной. Не следует утаивать постыдные причины расставания с бывшим супругом. Священники придерживаются правила тайны исповеди, поэтому ваш рассказ останется только между вами.

Весомые

основания развода

с бывшим супругом не станут препятствием для венчания с новым мужем/женой. Желательно сообщить священнослужителю о том, какие ошибки осознали в своем предыдущем союзе и не повторите в следующем.

Кроме благословения священнослужителя необходимо подать перечень требуемых документов. Рассмотрев все нюансы прошения о повторном венчании, архиерей предоставит ответ.

По той причине, что для развода супругов на Небесах Церковь не проводит никаких обрядов и не выдает соответствующих документов, согласие второго супруга не требуется. Развенчание предыдущего брака происходит во время венчания последующего брака, на котором должны присутствовать только будущие супруги. Единственное, что необходимо для повторного венчания — благословение.

Зная о сложностях повторного венчания, некоторые брачующиеся решают утаить факт проведенного церковного таинства во время предыдущего заключения союза.

Для истинно верующих людей это совершенно недопустимо. Обряд венчания призывает Божье благословение на создающуюся семью.

Заведомо пойти на ложь и не признаться священнослужителям о проведенном венчании ранее, значит, согрешить.

Такие необдуманные поступки неприемлемы для людей, стремящихся получить Божью милость и жить по законам Господа. Оформление разрешения на повторное венчание с будущим спутником жизни предусматривает развенчание с бывшим супругом.

Развод – пугающее слово, одно из самых психологически нагруженных слов, которые люди употребляют в своем языке. Оно страшит тяжестью и болью, когда семейная драма миновала “точку возврата”. Все прежние грезы бывших влюбленных окончательно раздавлены; государственные чиновники вмешались в то, что для двух людей некогда было самым дорогим, что они инстинктивно оберегали от любого взора, не способного им сорадоваться. Развод ставит законную юридическую точку в жизни бывших супругов, а часто и их детей. Документ о разводе хоть и бывает желанен, но не радует его обладателей, он всегда отзывается болью в душе, – тем более если слово развод соединено со словом: церковный… Это должно быть еще страшнее, чем просто развод. Однако именно такое словосочетание “за­кон­ный церковный развод” мы находим в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви”: “Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновной стороне” (X.3). Из определения этого концептуального документа мы можем сделать два основных вывода:

1. церковная практика допускает “законный церковный развод”;

2. церковный развод ставится в прямую связь с повторным браком.

Здесь возникает ряд вопросов. Если имеет место церковный развод супругов, то логично было бы разобраться, что представляет собой брак, который при этом Церковь аннулирует? Если это особый церковный брак, то чем он отличается от обычного? И что такое вообще брак, для которого пугающей выглядит перспектива даже “обычного” развода?

Правильнее всего будет обратиться за ответом все к той же “Социальной концепции Русской Православной Церкви”. Главная мысль, которую по отношению к церковному браку проводит “Социальная концепция”, это его некая комплементарность (дополнительность) по отношению к тому браку, который Бог установил для Адама и Евы в раю: «Христианство дополнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви {amp}lt;…{amp}gt; Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, “таинством любви”, вечным единением супругов друг с другом во Христе» (X.2).

Таким образом, “Концепция” выделяет в браке “основной компонент”, неотъемлемый от социальной природы человека, и то дополнение к нему, которое сделало христианство, то есть повторяет общие положения христианской каноники о том, что понимание сути брака и даже его определения Церковь напрямую восприняла из языческого римского права (X.21).

Что касается общечеловеческого ядра в браке, то здесь “Социальная концепция” настаивает на полном уважении к браку нецерковному. В частности, цитируется специальное определение Священного Синода от 29 декабря 1998 года: «Неко­торые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном браке”, отождествляя таковой брак с блудом» (X.2). “Социальная концепция”настаивает на недопустимости подобного отношения к нецерковному браку.

Подобный оборот дела вновь неизбежно заостряет вопрос о церковном благословении брака. Каков его статус? Во всяком случае, из “Концепции” однозначно следует, что таинство венчания никак не является заключением брака; оно дает благословение уже заключенному браку. Можно ли в таком случае вести речь о церковном разводе, как это делает “Концепция”? Не правильнее ли обозначить эту процедуру как некое прекращение благословения? Налицо логическое противоречие между сущностью церковного брака, как его представляет “Концеп­ция”, и характером его прекращения, как “Концепция” его обозначает.

Конечно, можно было бы “простить” термину церковный развод его несовершенство, отнестись к нему как к исторической идиоме и раз и навсегда объяснить, что здесь имеется в виду лишь церковное разрешение на повторный брак. Но уж слишком много берет на себя этот термин, перенесенный из поля юриспруденции в поле церковного учения о благодати! Рано или поздно неотвратимо встает вопрос: как Церковь может разводить супругов, если вовсе не она соединила их брак? В особенности грозное звучание здесь приобретают слова Христа: итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:6).

В конце концов, с точки зрения церковной практики можно было бы обосновать Таинство брака как церковное заключение брака помимо гражданского бракосочетания и параллельно с ним, поскольку церковное право отслеживает препятствия к браку, которых не знает гражданское законодательство. Но в чем смысл церковного дублирования гражданского развода? Если гражданский развод юридически прекращает брак, который и без того уже фактически распался, то что прекращает церковный развод? Пожалуй, было бы кощунственно думать, что церковный развод призван отъять от супругов некую благодать малой церкви, если брак уже не существует ни фактически, ни юридически! Благодать эта давно уже растеряна бывшими супругами в их неудачно сложившейся совместной жизни.

Тем не менее если разведенные супруги живут церковной жизнью, то при вступлении во второй брак они ощущают потребность благословения Церкви; соответственно требуется дезавуирование первого благословения, полученного в таинстве венчания. Однако термин церковный развод не соответствует смыслу и функциональному назначению соответствующего акта епархиальной власти. Не случаен в этом отношении неологизм святителя Тихона, Патриарха Московского, который появляется в его указе в связи с прекращением бракоразводных дел в Епархиальных советах. Указ, изданный Патриархом и Священным Синодом 2 июня 1920 года, регулировал соответствующие стороны церковной жизни в связи с теми радикальными изменениями, которые внес в нее декрет советской власти “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” 1918 года. “Суждение о возможности или невозможности снятия церковного бракоблагословения и разрешения на венчание разведенных” святитель Тихон как Патриарх передает непосредственной власти архиереев (ЖМП, 1931–1935)5.

Итак, не церковный развод, а снятие церковного бракоблагословения! Всем понятно, почему в условиях полностью секулярной Советской России старый термин церковный развод потерял всякий смысл: и заключение брака, и его расторжение государство взяло на себя, поэтому святитель Тихон тут же переопределяет новую реалию. Термин снятие церковного бракоблагословения переносит разрыв супружеских отношений из юридического поля в поле церковной догматики. Важно также и то, что святитель Тихон связывает дезавуирование церковного благословения непосредственно с повторным венчанием. Действительно, единственный смысл снятия церковного благословения на брак заключается в перспективе повторного благословения на новый брак.

Сегодня церковныйразвод терминологически противостоит церковному браку как Таинству, хотя сам по себе не может дать ничего нового кроме формального разрешения на венчание нового брака. Не может он также отнять благодати Божией, которая некогда была дана супругам, но они ее не преумножили и даже не сохранили – собственно, отнимать уже нечего. Да и никому не придет в голову как-то ритуально оформлять расторжение церковного брака, поскольку это не еще одно Таинство, а только разрешение на совершение таинства браковенчания повторно.

Терминологическая проблема, которую в 1920 году по-своему решил святой Патриарх Тихон, для Русской Церкви оставалась неактуальной до принятия Устава Русской Православной Церкви в 2000 году. Седьмая глава Устава специально посвящена устройству Церковного суда, который разделяется на высшую (Архиерейский собор и Общецерковный суд) и низшую (епар­хиаль­ные суды) инстанции. Суд создан для разбора канонических нарушений и в реальности на епархиальном уровне занимается исключительно бракоразводными делами.

В частности, таковыми являются все 30 дел, рассмотренные Епархиальным судом Берлинской епархии за период с 2002 по 2005 год. Должен ли суд принимать решение о расторжении церковного брака или о снятии церковного благословения брака, некогда заключенного экс-супругами? Логика догматического учения Церкви здесь побуждает сделать выбор в пользу второй формулировки, несмотря на дореволюционную каноническую традицию.

С другой стороны, суд не может принять решения о признании недействительным Таинства брака, если оно совершено без канонических нарушений. Суд может лишь признать утратившим действенность церковное благословение, сообщенное в Таинстве венчания брака, который уже распался.

Собственно, для тех, кто просит о церковном разводе, он не может быть самоцелью. Цель – венчание нового брака. Этот факт должен стать логической основой решения суда. Тогда главный акцент будет сделан не на расторжении брака, которого Церковь не заключала, а на разрешении благословения нового брака, давать которое Церковь имеет полное право.

Кроме того, имеет смысл еще раз обратиться к общецерковному документу, который самим своим названием предполагает открытость для доработок, к “Основам социальной концепции Русской Православной Церкви”. Здесь глава X.3, посвященная разводу, вступает в терминологическое противоречие с главой X.2, посвященной браку. Если церковное благословение брака четко отделяется от брака как такового, то в отношении развода эта категориальная ясность отсутствует. Как понимать следующую формулировку “Концепции”: “если распад брака является свершившимся фактом – особенно при раздельном проживании супругов, – а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод” (X.3)? Церковный развод – это социальный факт? канонический акт церковного суда? восьмое Таинство? К сожалению, здесь “Концепция” оставляет недопустимую свободу толкований.

Причины расторжения церковного брака

Фото 2

Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей

Церковь примет во внимание ваше заявление, если:. Супруг вам изменил

В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком

Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.

  • Один из супругов принял другую веру. В мире существует много религий, все они имеют право на жизнь. Но брак между людьми, верящими в разных богов, церковью не приветствуется.
  • По несчастливой случайности брак был заключен между близкими родственниками.
  • Супруг после гражданского развода завел новую семью. Бывает так, что люди, расторгнув свои отношения в ЗАГСе, вступают в новый гражданский брак, забыв о том, что они были повенчаны. Это является веской причиной для получения разрешения на церковный развод.
  • Диагностировано бесплодие супруга (жены). Это большая беда, против которой сложно что-то предпринять. Благодаря научному прогрессу существует несколько способов завести детей – суррогатное материнство, искусственное оплодотворение. В крайнем случае супруги могут взять ребенка из детского дома. Но не каждый пойдет на это. Поэтому церковь не противится естественному желанию человека завести другую семью, где он сможет иметь собственных детей.
  • Супруг/супруга отсутствует длительное время (более 5 лет), не дает о себе знать или находится в местах лишения свободы.
  • У супруга (или супруги) выявлено неизлечимое психическое расстройство, особенно, если его поведение несет угрозу жизни членов семьи.
  • У супруга или супруги проказа, сифилис, СПИД, хронический алкоголизм, наркомания.
  • Супруг систематически применяет насилие в семье, рукоприкладство. Для получения разрешения на развенчание следует доказать этот факт документально.
  • Жена сделала аборт, не глядя на желание мужа иметь ребенка. Здесь учитывается состояние ее здоровья и отсутствие противопоказаний к беременности и родам.

За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.

Несмотря на имевшие место случаи многоженства, в Ветхом Завете нормальным считается именно единобрачие. Только такие браки Библией приводятся в качестве примеров счастливой семейной жизни (Притч. 12:4; 19:4; 31:10 и далее; Пс. 127). Единобрачие считалось наиболее угодным Богу, поэтому  ветхозаветному священнику запрещалось брать в жены разведённую или вдову (Лев. 21:7; 21:14).

Единственный и нерасторжимый брак пророки Соломон, Осия, Исаия и Иеремия символически сравнивали с заветом между Богом и ветхозаветной Церковью (Песнь песней, Ис. 62:4-5; Иер. 2:2). Супружескую измену пророк Осия приводит как образ неверности людей Богу (Ос.1:11; 2:1-23).

Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями.

Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).

Ветхозаветный закон инициативу развода, как правило, предоставлял мужчине: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (по-славянски «обрете в ней срамное дело»), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа» (Втор. 24:1-2).

Причина потери «благоволения» женщины перед мужем четко не обозначена, и это давало повод для произвольных толкований. Во времена Исуса Христа мужчины разводились со своими женами «по всякой причине» (Мф. 19:3), то есть по любому поводу [2]. Однако и права женщины в какой-то мере защищались законом. После развода жена должна была получить от мужа официальный документ — разводное письмо, дающее ей право на другое замужество.

Жена, с которой развелся муж, имела право вторично выйти замуж, причем, даже в случае её развода со вторым мужем или его смерти, первый муж уже не мог повторно на ней жениться. Для него бывшая разведённая жена считалась осквернённой, женитьба на ней объявлялась «мерзостью перед Господом» (Втор. 24:3-4).

Это должно было предостеречь мужей от опрометчивого расторжения брака [3]. Муж должен был официально на открытом разбирательстве дела «старейшинами того города» (Втор. 22:18, Руфь 4: 1-2, 11), в присутствии «всего народа» и свидетелей объяснить, почему жена потеряла его «благоволение». Пророк Иеремия аллегорически описывает такой бракоразводный процесс, в котором прелюбодеяние жены приводит в качестве основания для расторжения брака, как пример неверности Израиля Господу (Иер 2:9; 3:8).

Женщина находилась в подчиненном положении, и Ветхий Завет допускал многоженство. При этом женщина, в отличие от мужа, не имела право «по всякой причине» разводиться с ним. Однако жена имела определённые права и «не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10), то есть того, что обычно предусматривалось брачным договором. В противном случае жена имела право уйти от мужа, то есть расторгнуть брак, «даром, без выкупа» (Исх. 21:11).

Развенчание церковного брака возможно или нет

Подводя итог, можно сказать, что Ветхий Завет допускал четыре причины для развода супругов, являющиеся нарушением супружеского договора: прелюбодеяние («срамное дело»), оставление без пищи, одежды и супружеского сожития.

Во времена, предшествующие проповеди Исуса Христа, среди иудейских книжников шли споры о разводах. Существовало два разных мнения на этот счет. Школа раввина Шаммая причиной развода допускала безнравственные поступки жены, супружескую неверность, но имела мало последователей. Мужчинам-иудеям гораздо больше нравилось учение школы раввина Гиллея, согласно которому слова закона о допустимости для мужа развестись с женой из-за «чего-нибудь противного» ему истолковывались как допустимость развода по любой, самой незначительной причине (например, из-за пережаренной пищи).

Именно такое понимание развода подразумевали искушавшие Спасителя фарисеи, задавая Ему вопрос: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф. 19:3). По существу, Его спрашивали, как он относится к спору между учениками Гиллея и Шаммая. Господь Исус Христос напомнил вопрошавшим его книжникам, что изначально, от сотворения мира и людей, брак установлен Богом как таинственный нерушимый союз мужчины и женщины, в котором «они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 1:27, 2:24, Мф. 19:6).

Разводы позволены в законе Моисея «по жестокосердию» иудеев, «а сначала не было так» (Мф. 19:8). Поэтому ставшее привычным для них расторжение брака по «всякой причине» Богу неугодно: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4-8). «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16:18).

Однако Спаситель не отвергал возможность развода в принципе.

В Евангелии также сказано: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32, Мф. 19:9). Исус Христос как Законодавец подтвердил, что именно это было основанием для развода в законе Моисея [4].

Надо отметить, что прелюбодеяние, супружеская измена — более тяжкий грех по сравнению с блудом, незаконными связями людей, не состоящих в браке, так как прелюбодеяние оскверняет семью.

Новый Завет подтвердил учение ветхозаветных пророков о том, что брак есть таинственный образ союза Церкви с Богом (Мф. 9:15, Иоанн 3:29, 2 Кор. 11:2). В Апокалипсисе Церковь названа «женой, невестой Агнца» (Откр. 21:9, 19:7, 22:17). Апостол Павел призывает мужей-христиан любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь», а жен повиноваться своим мужьям во всем, «как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5:24-25).

Апостол Павел подтверждает и даже усиливает утверждение ветхозаветных пророков, что блуд есть измена Богу. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор.6:15-17).

Поэтапный порядок действий

Сначала муж и жена должны развестись официально — в загсе. И только после этого можно задуматься, как развенчать церковный брак и обратиться за консультацией к батюшке.

Русской православной церковью определена поэтапность процесса, который пара сможет пройти в течение двух недель.

Первоначально нужно отправиться именно в тот приход, где было совершено таинство венчания. Желательно поговорить именно с тем священником, который выполнял обряд. Так, если свадьба прошла на территории Московской области, то развенчание может быть совершено только в Москве. Если же пара регистрировала церковный брак в другом городе, куда в нужный момент нет возможности попасть, то разрешается обратиться в ближайший церковный приход.

Развенчание церковного брака возможно или нет

С каждым из пары священник разговаривает по отдельности, пытаясь выяснить основную причину развода и пояснить, какими будут последствия.

После беседы нужно направить прошение на имя Управляющей Епархии, в котором должны быть указаны дата венчания и место, где проводилось таинство

Важно описать всю семейную жизнь супругов, чтобы было понятно, что причина развода не придумана с какой-либо другой целью. Все причины развенчания требуется подтвердить справками и документами, заверенными у юриста

Последним важным документом станет письмо священника, который в нем высказывает свое мнение и отношение к семейной паре.

Список необходимых документов, которые требуется приложить к заявлению, состоит из таких бумаг:

  • свидетельство о разводе, выданное загсом;
  • документ о новом браке (если кто-то из пары уже заключил его);
  • документ, подтверждающий венчание;
  • нотариально заверенное согласие второй половины на развенчание;
  • документы, подтверждающие причины решения расторгнуть брак.

Все это прикладывается к заявлению в виде ксерокопий. Оригиналы остаются у отправителя.

8 800 350-13-94 — Федеральный номер

8 499 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 812 425-64-57 — Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

После того как венчанные муж с женой развелись официально, необходимо обратиться в церковь и пройти процедуру расторжения уже церковного брака. Русской православной церковью определен установленный порядок развенчания, который можно пройти в течение 2–3 недель.

В первую очередь, чтобы развенчаться, надо посетить тот приход, где происходило венчание, нужно постараться пообщаться именно с тем священником, который проводил таинство. Если это невозможно, обращаются в церковь, которая находится в непосредственной близости. С мужем и женой общается настоятель, который проводит частную беседу, узнает причины принятия такого решения и рассказывает о последствиях.

Далее, инициаторы процедуры пишут прошение на имя Управляющего Епархией. В документе должна быть указана дата венчания и место, где супруги венчались, рассказана полная история семейной жизни. После этого, нужно назвать причины, которые послужили основанием для развенчания. Все необходимо подтвердить официальными документами и справками, заверенными юридически. Кроме того, к прошению настоятель прикладывает свой рапорт, в котором излагает личное отношение к случаю.

В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:

  • выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
  • если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
  • свидетельство о венчании;
  • согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
  • документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.

Обратите внимание, что нужно подавать только копии документов. Оригиналы всегда должны быть на руках заявителя

Причины расторжения церковного брака

Апостол Павел также одобрял христианский брак: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:1–2). «Брак честен и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» (Евр.13:4). Более того, запрещающих вступать в брак апостол Павел называл «лжесловесниками, сожженными в совести своей» (1 Тим.4:3–2) и считал такие взгляды одним из признаков конца времён.

Церковные каноны отлучают от Церкви тех, кто «удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения» [7].

Развенчание церковного брака возможно или нет

Возникшая после проповеди апостолов первоначальная христианская Церковь состояла из уверовавших язычников, причём в первые века христианства заключение и расторжение брака осуществлялось не Церковью, а государством на основании враждебных христианству римских законов, допускавших легкое расторжение брака как мужчинами, так и женщинами.

В эту эпоху в Римской империи среди свободных граждан преобладало заключение брака путём простого добровольного соглашения. Расторжение такого брака было возможно как по воле мужа, так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов. Для совершения развода было достаточно объявления о разводе перед свидетелями, письменного соглашения, фактического прекращения совместного проживания [8].

«Расторжение брака предоставлялось всецело воле супруга. Как только мужу или жене желательно было, в силу своих личных расчетов, расторгнуть брачную связь, они посылали — муж жене или жена мужу — письменное заявление, {amp}lt;…{amp}gt; причем муж предлагал жене: «жена, делай что хочешь», или жена мужу: «муж, делай что хочешь», и этим брак уже считался расторгнутым» [9].

«Мои башмаки новы, хорошо сделаны, а однако же я должен их переменить. Никто не знает, где они меня жмут». Разводились под всевозможными предлогами: вражды с родными жены, старости последней, болезни, увядшей красоты и пр. Женский пол не отставал в безнравственности от мужского» [10]. Это приходило в противоречие с учением Церкви о браке, «колебало и даже разрушало весь евангельский строй» семейной жизни верующих.

«Естественно, что, при таких условиях брачной недисциплинированности, легально покровительствуемой и юридически ненаказуемой, открывался широкий и неудержимый простор, столь соблазнительно притягательный для слабой человеческой природы. Понятно, что тогда церковной власти необходимо было энергически и преимущественно настаивать на священной нерасторжимости брачных связей, чтобы предохранить христиан от расхищения стихией распущенного мира» [11].

Святители Церкви всячески делали всё для предотвращения распада христианской семьи. «Я не хочу сделаться ненавистным, своею рукою и своим словом утвердив развод; лучше быть посредником соединения и дружбы, нежели раздора и разрыва житейских уз», — писал святитель Григорий Богослов [12].

Запрет на вступление во второй брак также рассматривался в качестве меры, удерживающей от развода, позволяющей сохранить семью. Поэтому апостол Павел призывал, обращаясь к свой пастве: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей (1 Кор.7:10)».

Развенчание церковного брака возможно или нет

Апостол от семидесяти Ерма писал, что если муж отпустит жену даже по причине прелюбодеяния, то он после этого не вступает в новый брак и «останется один» [13].

Учитель западной Церкви блаженный Августин писал: «Ибо Христом и Церковью охраняется то, чтобы человек живущий, покуда он жив, никогда никаким разводом не мог бы быть отделен от своей супруги» по причине, например, бесплодия [14].

Иероним Стридонский так истолковывал евангельский запрет Господа на разводы «не за прелюбодеяние»: «Жены составляют великое бремя, если нельзя их отпускать [по другой причине], кроме прелюбодеяния [с их стороны]. Что же, в самом деле, если жена будет предаваться пьянству или будет гневлива, или дурного нрава, или прожорлива, или не усидчива [ветреная, непостоянная, непоседа], или сварлива, или злоречива, ужели и жену такого рода должно терпеть [при себе]? Хотим ли мы или не хотим, но она должна быть удерживаема; так как мы были свободны и добровольно подчинились этому рабству» [15].

Свт. Иоанн Златоуст, противопоставляя легкость расторжения брака по римским законам и евангельское утверждение «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19:6), в некоторых своих сочинениях также высказывал мнение о нерасторжимости брака при жизни обоих супругов. «Рабам позволительно переменять живых господ, а жене непозволительно переменять мужей при жизни мужа, потому что это прелюбодеяние.

Впрочем, из других сочинений свт. Иоанна Златоуста следует, что он допускал развод в случае прелюбодеяния. «Это нарочитое ударение на одну принципиальную сторону (нерасторжимости брака) вызывалось самой эпохой и не должно заслонять от нас возможностей исключения» [17].

48-ое апостольское правило предписывает: «Аще который мирянин, изгнав свою жену, поймет иную, или иным отринутую: да будет отлучен». «Здесь собственно повторяется заповедь Христова в Мф. 5:32, но изъятие оговорки «кроме вины прелюбодеяния» показывает, что и самый канон этот нельзя толковать в абсолютном смысле. И действительно, Зонара, Аристин и Вальсамон относили его к оставлению нелегальному, без вины»[18].

Апостол Павел, хотя прямо не говорил о возможности развода, но подтверждал, что христианский брак подразумевает выполнение условий, ранее предусмотренных Ветхим Заветом: мужья должны кормить, одевать своих жен и разделять с ними супружескую любовь. «Должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её» (Еф. 5:28-29). «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор.7:4,5).

Понимая брак как вечный союз двух людей, православная Церковь признавала, что он фактически упраздняется грехом, супружеской изменой, прелюбодеянием. «Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! {amp}lt;…{amp}gt; совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею» (1 Кор.6:15), — писал апостол Павел.

Апостол от семидесяти Ерма: «Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии. {amp}lt;…{amp}gt; Пусть муж отпустит ее и останется один» [22].

Христианский писатель Тертуллиан: «Он (Господь) вовсе воспретил (брать в жены) других» после прелюбодеяния первой жены. «Что и у тебя (Маркион) делает супруг, если его жена совершила прелюбодеяние? Неужели он держит ее? Но, как ты (Маркион) знаешь, и апостол Павел не позволяет приобщать блуднице члены Христовы (сp. 1 Кор. VI, 15-16).

Блаженный Иероним Стридонский: «Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив» (Притч. 6:32–33). Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно» [24].

Основатель западного богословия блаженный Аврелий Августин признавал возможность развода после прелюбодеяния: «Мужчина и женщина, связанные супружескими узами, продолжали жить нераздельно до самой смерти; и не разрешается расторгать брак иначе, как по причине прелюбодеяния (Мф. 5: 32)». При этом бл.

Августин считал, что даже в случае прелюбодеяния супруги могут помириться, воссоединиться и сохранить брак: «Между живыми супругами сохраняются брачные узы, которые не могут быть уничтожены ни разлукой супругов, ни связью одного из супругов с кем-либо другим. Брачные узы остаются законными при совершении преступного прелюбодеяния одним из супругов, если формально брак будет сохранен» [25].

Фото 3

Допускал развод по причине прелюбодеяния и свт. Иоанн Златоуст: «В случае прелюбодеяния жены изгоняющий ее муж не осуждается, потому что брак уже разрушен и оба лица (живя вместе) растлеваются. Впадшая однажды в прелюбодеяние не чиста; если же прилепляющийся блуднице есть одно тело с нею (1 Кор. VII, 16) и сам делается нечистым, то чрез это они оба лишаются чистоты… После прелюбодеяния муж уже не муж» [26].

«Как жесток и несправедлив тот, кто отпускает чистую, так безумен и неизвинителен и тот, кто удерживает блудницу (Притч. 18:23), ибо скрывающий преступление жены есть уже покровитель ее распутства» [27].

Современник Златоуста, епископ Амасийский Астерий: «Если кто выставит на вид вину прелюбодеяния и на нее сошлется в оправдание развода, то я тотчас приму защиту обиженного и, приготовив обвинительную речь против прелюбодейцы, выступлю — вместо противника мужу — добрым защитником его, похваляя бегущего от коварной и разрывающего узы, которыми он связан с аспидом или ехидной.

Таковому первым дает разрешение Творец всего, как действительно оскорбленному и законно прогоняющему язву от своего дома и очага. Ведь брак заключается по двум причинам: ради любви (взаимной) и чадорождения, но ни одна из них не сохраняется с прелюбодеянием: поелику любви нет, если благорасположение склоняется к другому, а равно уничтожается и благо чадорождения, когда происходит смешение детей» [28].

Как происходит эта процедура

Теперь рассмотрим развенчание церковного брака, процедура которого не совсем обычна. Как такового церковного развода не существует. Вам просто выдается благословение на новое венчание. Однако дают его с учетом всех причин, по которым предыдущий брак может считаться недействительным.

Процедура такова. Вам необходимо подать прошение в Епархиальное управление. В каждом городе можно найти представительство, куда обратиться. К примеру, развенчание церковного брака в Москве можно осуществить в Новодевичьем монастыре. Туда же и нужно ехать подавать прошение.

Вам понадобятся документы для подачи. Во-первых, возьмите свой паспорт, затем свидетельство о заключении нового брака. То есть повторное венчание возможно тогда, когда вы уже скрепили свой новый союз печатями светского закона. Еще вы должны взять свидетельство о том, что ваш прежний брак расторгнут.

После того как вы получили разрешение, можете обратиться в любой храм с просьбой вас обвенчать. Но следует знать, что если оба супруга в прошлом уже были венчаны, то таинство будет происходить вторым чином (венцы не возлагаются). Если же кто-то из супругов ранее не был венчан, то церемония проходит, как обычно.

Однако следует знать, что повторное вступление в церковный брак не очень одобряется. Конечно, учитывается то, что все мы не идеальны, имеем большое количество грехов. Существует лишь один случай, когда повторный брак менее порицаем. Это смерть супруга/супруги.

Фото 4

Некоторые не принимают во внимание такой факт и продолжают жить свободной жизнью, завязывая новые отношения

Но для людей верующих очень важно при создании новой семьи обвенчаться, чем освидетельствовать свои серьезные намерения, искреннюю любовь и верность. А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак

А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак.

К процедуре развенчания стоит подойти со всей серьезностью, учесть все факты и доводы, чтобы не выглядеть смешно или глупо в глазах архиерея. Рекомендуется перед подачей прошения посоветоваться с батюшкой, учесть его наставления, и лишь после того обращаться в епархиальное управление. Посмотрите видео, в котором изложены советы мудрого священника, они направят вас на путь истинный и помогут устроить свою судьбу.

Повторное венчание является развенчанием предыдущего союза, поэтому никаких дополнительных церемоний проводиться не будет. Единственное, чего не будет в ритуале — момента с возложением венцов на головы будущих супругов.

Эта прерогатива предоставляется только паре, которая впервые сочетается союзом перед Богом. В остальном же вся церемония будет такая же красивая и торжественная.


Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Понимание церковного брака

Фото 5

Прежде чем разобрать понятие «развенчание церковного брака», следует понять, в чем же заключается суть самого брака. Самое первое, что он преследует, – это любовь, научение этому чувству в лоне семьи. В церковном понимании брак считается идеальной школой любви. Также церковный брак – это особое благословение Бога. Супруги всегда могут рассчитывать на помощь в трудные для семьи времена.

Конечно, мы все любим, когда вступаем в брак и желаем венчаться. Однако что значит наша любовь? Зачастую это наслаждение другим человеком ради собственного удовольствия. “Мне хорошо с ним/с ней”. Но суть немного отличается. Верующие люди вступают в церковный брак, чтобы помогать друг другу в духовной жизни.

Сегодня это понятие исковеркано, и таинство венчания превратилось в дань моде. Человек вдруг понял, что это красиво и необычно (особенно на постсоветском пространстве). Но в душе нет того трепета перед вступлением в супружескую жизнь, перед таинством венчания, перед Богом. Очевидно, именно поэтому так много разводов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал женской красоты