Знания ребенка в 6 лет

Физиологические и психические изменения в возрасте 6 лет

В 5-6 лет физиологические изменения, происходящие с ребенком мало заметны, но очень важны. Самой приметной особенностью этого периода является быстрый рост. Многие дети вырастают за 12 месяцев на 7-9 см., при этом вес изменяется несущественно, в пределах 2 кг. Средний рост для ребенка 6 лет составляет 115,5 см, средний вес — 20 кг. Но эти показатели очень индивидуальны. Если ваш малыш меньше или больше нормы на 10-15%, то он находится в рамках физиологической нормы.

Тело ребенка в 5-6 лет становится выносливым. Малыш много бегает, прыгает, играет в различные подвижные игры, при этом чувство усталости появляется намного позже, чем это было в среднем дошкольном возрасте. Во время бега малыш, не останавливаясь, может преодолевать препятствия, перепрыгивая ямки и обегая бугорки.

Если ранее был освоен велосипед, то к 6-ти годам ребенок не просто хорошо на нем ездит, а делает это очень быстро и уверенно. Дополнительная нагрузка в виде плавания, хождения на лыжах, катания на коньках очень полезна. Чем больше различных видов спорта доступно ребенку, тем быстрее и лучше развиваются мышцы его тела.

Среди подвижных игр большинство детей отдают предпочтение догонялкам и пряткам. Любимым предметом для игры на улице является мяч. Координация между движениями рук и зрением заметно улучшились. Ребенок без проблем может кинуть мяч из любого положения в разные стороны, словить с разного расстояния. Хорошо в этот период научить кроху играть с мячом в игры, требующие не только кидать и ловить, но и использовать свои знания (“Съедобное-несъедобное”, “Сабже”, “Я знаю пять имен”).

В руках ребенка появляется сила. Он теперь может достаточно долго висеть на перекладине на двух или одной руке. Некоторые дети, даже осваивают лазанье по канату.

Общая координация движений позволяет малышу самостоятельно ходить по бордюрам, наклонным поверхностям. Многие дети быстро осваивают навык заползания вверх по горке.

Знания ребенка в 6 лет

Вестибулярный аппарат становится совершенным, делая качели, карусели и батуты любимым видом развлечения карапуза.

Ощущая свою силу, ловкость ребенок в 5-6 лет часто идет на необдуманный риск. Выполняя различные физические элементы, пытаясь повторять за старшими детьми, кроха не думает о безопасности. Взрослым стоит внимательно следить за передвижениями ребенка, при необходимости страховать. Не лишним будет проведение воспитательных бесед по технике безопасности.

Особого внимания требует разговор о необходимости быть внимательным на высоте и передвигаться по лестнице спокойно. Ступеньки в 5-6 лет представляются ребенку не очень интересным занятием, он стремится как можно быстрее их преодолеть, часто перепрыгивая через одну. Рекомендуется постоянно напоминать о важности внимательного спуска и подъема по лестнице для избежания травм.

  • Рост в пределах 110-121 см;
  • Вес в пределах 18-23 кг;
  • Наличие 20 зубов (молочных);
  • Размер одежды — 30; обуви — от 28 до 30.
  • Сохранять равновесие при ходьбе по бревнам;
  • Спускаться и подниматься по лестницам;
  • Пару раз подтянуться на турнике;
  • Играть в мяч руками и ногами;
  • Прыгать через скакалку, перепрыгивать через препятствия;
  • Правильно держать ручку, карандаш, фломастер;
  • Вырезать ножницами фигуры из бумаги;
  • Обладать навыками пластилиновой лепки и соленого теста;
  • Рисовать линии, волны и раскрашивать рисунки.

В этом возрасте важно развивать мелкую моторику. Такие упражнения, как выкладывание мозаики, собирание мелких предметов при помощи пинцета, вдевание нитки в иголку и т.д., помогут воспитать усидчивость и способность сосредотачиваться.

У шестилетних детей процесс активного роста характеризуется ежемесячным прибавлением в росте 0,5 сантиметра и 200 граммов веса, в среднем масса тела дошкольника приближается к 25 килограммам, а рост их составляет около 120 сантиметров.

Основные изменения, происходящие к этому возрасту:

  1. Интенсивно идёт улучшение двигательной функции, у шестилеток, на фоне меняющихся пропорций тела, устанавливает оптимальный центр тяжести, позволяющий уверенно поддерживать равновесие. Совершенствование работы нервной системы обеспечивает согласованность движений, заметно сильнее становится мускулатура малыша.
  2. Позвоночник у ребёнка ещё очень подвижный, а свод стопы после исчезновения жировой подушки ещё не сформирован, поэтому неосторожные прыжки могут привести к проблемам с опорно-двигательным аппаратом.
  3. Процессы окостенения всё ещё продолжаются, и этот тоже повод беречь детский позвоночник, поскольку он находится в неустойчивом состоянии.
  4. Активно совершенствуется тонкая моторика, и ей нужно уделять особое внимание, так как она напрямую связана с повышением умственных способностей.
  5. В шесть лет в организме маленького человека происходит формирование новых психических комплексов, задатки которых получили проявление в пять лет – эти образования дают возможность дальнейшему развитию интеллекта и других способностей. Полушария мозга у детей почти идентичны мозговым областям взрослого.
  6. Психическое развитие ребенка в 6 лет проходит наиболее важную для человеческого организма стадию – появление внутреннего плана действий, благодаря которому дошкольник способен переваривать информацию, делать выводы и решать задачи в уме.
  7. Произвольность мышления, внимания и памяти приводит к более осознанному поведению детей, вырабатывает у них самоконтроль, правильную оценку своих и чужих достижений.
  8. Детская речь усложняется, она становится более связной, в ней прослеживается богатый словарный запас, лексические обороты, звучит она выразительно и грамматически правильно.

С точки зрения медицины, возраст считается критическим, так как физическая и психоэмоциональная выносливость малышей становится недостаточной, и переутомление способно сказаться на их здоровье.

Что должен уметь ребенок в 6 лет перед школой (девочки и мальчики)

В 5-6 лет знания и умения ребенка можно разделить на 2 большие группы:

  • Физические умения;
  • Знания о себе и мире.

Обе эти группы одинаково важны и необходимы каждому ребенку. Не стоит усиленно обучать ребенка математике и логике в ущерб играм на свежем воздухе. Малыш нуждается в постоянной смене видов деятельности. Хорошо, после обучающего занятия предложить побегать или поиграть в подвижную игру, после чего вновь вернуться к учебе.

Из физических навыков в 5-6 лет ребенок должен уметь:

  • быстро бегать, оббегать или забегать на бугорки, перепрыгивать небольшие канавки, ямки, не замедляя темп;
  • прыгать: на 2-х ногах вверх, вперед, в стороны; на 1-ой ноге вверх; через скакалку, небольшое препятствие.
  • приседать, поставив руки на пояс или разведя их в сторону, без заваливания на бок;
  • кувыркаться через голову;
  • ходить: на пятках, носках, тыльной и внешней стороне стопы; высоко поднимая колени; разными видами шагов; в разном темпе и направлениях; на длинные расстояния;
  • чередовать движения;
  • кидать мяч из любого положения в разные стороны;
  • лазать по стенке;
  • висеть не перекладине на 1 или 2-х руках.

Знания о себе и мире:

  • собственные имя и фамилия;
  • домашний адрес;
  • телефон родителей;
  • правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, неправомерные действия, ухудшение здоровья). Знать номера экстренных служб;
  • уметь звонить по телефону, понимать и соблюдать правила телефонных разговоров;
  • различать право и лево относительно своего положения;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости, уметь объяснить нахождение названного предмета;
  • понимание понятия время, умение пользоваться часами;
  • знание простых антонимов, умение их подбирать;
  • считать до 10 и более;
  • различать количество предметов в разных группах, приводить их в равное соотношение;
  • уметь определять основные материалы (пластик, стекло, камень);
  • знать природные явления. Узнавать времена года, месяцы, дни недели. Называть их в правильной последовательности;
  • называть наименования пальцев рук (указательный, средний, безымянный);
  • знать и употреблять в речи названия предметов быта, мебели, электроприборов;
  • уверенно выполнять правила дорожного движения для пешеходов;
  • знать разные виды техники, марки машин. Уметь объяснить, для чего используются разные виды;
  • ориентироваться и знать много домашних и диких животных. Знать, чем они питаются, где обитают, чем отличаются между собой и от человека;
  • знать ряд птиц, насекомых, рыб. Уметь рассказать особенности каждого вида;
  • находить и называть части тела человека, животного;
  • знать ряд растений, цветов, деревьев, кустарников. Уметь объяснить, чем они отличаются между собой;
  • уметь выделять лишние предметы из предложенного ряда;
  • сортировать предложенные вещи по группам по названным признакам.

Это только небольшая группа умений и навыков, которые должны быть у ребенка 5-6 лет. Каждый малыш развивается по собственному индивидуальному плану, в большей или меньшей степени, осваивая указанные навыки.

При подготовке к школе особенно важно оценить знания и умения своего ребёнка. Владея базовой информацией, малыш будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в новой обстановке, Что должен знать ребенок шести лет:

  • свои имя, фамилию и отчество, возраст, день рождения, адрес, город проживания, а также имена родителей, друзей, членов семьи, питомцев;
  • профессии родителей;
  • дни недели, месяцы, времена года, время суток, их названия и последовательности;
  • части тела;
  • домашних и диких животных, водных обитателей и насекомых;
  • наиболее распространённые растения, деревья, ягоды, фрукты и овощи;
  • цвета и некоторые популярные оттенки;
  • где право и лево;
  • как правильно переходить дорогу, знаки и правила дорожного движения;
  • как вести себя с посторонними взрослыми;
  • общепринятые праздники и их значение;
  • цифры до 10, считать, различать знаки плюс и минус;
  • формы и состояния предметов;
  • стихи, сказки, песни наизусть;
  • явления природы.

Приведем список желательных навыков и умений ребенка шести лет:

  • концентрировать внимание минимум на 15-20 минут;
  • показывать отличия двух предметов;
  • копировать рисунки, движения, выражение лица;
  • удерживать в памяти до 10 предметов;
  • запоминать текст длиной в 3-4 предложения;
  • узнавать прочитанную книгу по отрывку;
  • определять лишний предмет из предложенных и обосновывать свой выбор;
  • складывать пазлы, фигуры из конструктора, в т.ч. с образца;
  • рисовать людей и животных, растения и другие объекты;
  • аккуратно раскрашивать, штриховать, регулировать силу нажима на карандаш;
  • создавать аппликации, лепить из пластилина узнаваемые предметы;
  • писать некоторые буквы и цифры;
  • кататься на велосипеде, самокате;
  • совершать ежедневные ритуалы самостоятельно;
  • владеть ножницами;
  • ориентироваться в пространстве (вперёд-назад, ближе-дальше, вверх-вниз, вправо-влево, над-под);
  • вести разностороннюю беседу, отвечать на вопросы.

Знания ребенка в 6 лет

Безусловно, каждый малыш развивается по индивидуальной программе, заданной природой, и усваивает знания в собственном ритме. И всё же имеет смысл ориентироваться на среднюю планку и время от времени отслеживать, что должен уметь ваш ребёнок в 6 лет. Родителям мальчиков-дошкольников следует научить своих непосед опрятности, усидчивости, внимательности, а также привить важные мужские качества – ответственность за свои поступки, уважительное отношение к взрослым, честность и храбрость.

Даже если малыш ещё не в состоянии всерьёз постоять за себя или младшего друга, он должен иметь представление о правильном поведении. Замечательно, если папа является воплощением этих качеств, и сын старается походить на него. Но не завышайте свои требования, правильнее будет поддерживать кроху в непростых ситуациях.

И тогда всё, что должен уметь мальчик в 6 лет, будет ему по силам. Таким образом, умения ребёнка шести лет полностью зависят от качества знаний, которые вы ему передавали все эти годы. Не будьте слишком критичны: ваш малыш – это маленькое отражение вас самих. И, если вы видите его промахи, в первую очередь, стоит подумать о родительских ошибках, исправить их, и затем помочь и крохе справиться с возникшими трудностями.

Шестилетние малыши должны быть хорошо сформированы физически, чтобы развивался их интеллект и психические способности.

На данном этапе дети многого достигли в совершенствовании двигательных навыков:

  • они умело перемещаются по перекладине и бревну, сохраняя баланс;
  • быстро лазают по перпендикулярно стоящей лесенке;
  • умеют подтягиваться;
  • совершают прыжки в длину с разбега;
  • способны длительное время стоять на одной ножке;
  • без промаха кидают и ловят мяч, с использованием ножек и ручек;
  • приобрели навык быстро обходить и оббегать препятствия.

Знания ребенка в 6 лет

Мышление шестилеток вышло на новый уровень, и теперь они владеют следующими умениями:

  • могут обобщать информацию и делать выводы, понимая причины и следствия;
  • классифицировать предметы, слова и явления по соответствующим признакам;
  • определять время на стрелочных часах;
  • находить отличия в свойствах объекта;
  • имеют представление о географии, знают отдельные страны, их названия;
  • пишут печатные буквы;
  • решают головоломки, ребусы, умеют сами придумать интересные загадки;
  • учатся считать и производить простые математические действия;
  • рисуют геометрические фигуры.

Разговорный навык дети совершенствуют постоянно, и результатом ежедневного общения стало овладение чётким и понятным произношением, присутствие монологов, более интересные диалоги.

Развитие тонкой моторики позволяет деткам:

  • делать аккуратные аппликации, используя ножницы;
  • использовать иголку с ниткой;
  • лепить человечков и фигурки зверушек;
  • развязывать и завязывать узелки;
  • продолжительное время использовать кисточку и ручку;
  • рисовать природу, цветы, животных и людей.

Осмысленность ребёнка начинает проступать во всех его действиях. Теперь он может сдерживать свои негативные эмоции, высказывать своё мнение и отстаивать его. Дома малыши уже пользуются различными бытовыми приспособлениями и знают их предназначение. Они в курсе правил поведения и основ техники безопасности.

Основываясь на том, что должен уметь ребенок в 6 лет, надо принимать во внимание, что при обучающих уроках дети около 20 минут могут сохранять интерес к предмету, сосредотачивая внимание на одном предмете. Если малышу дать отдохнуть несколько минут, он сможет прозаниматься ещё столько же времени.

Отличия в навыках девочек и мальчиков, определённо есть, многие действия тех и других имеют свои особенности. Разбираясь, что нужно уметь в 6 лет девочке, стоит обратить внимание, хотя бы, на то, какие сооружение она строит из деталей конструктора. Малышкам нравятся длинные и более низкие домики и дворцы, в то время как мальчики любят создавать высокие здания, замки с башнями, небоскрёбы.

Из-за периферийного зрения, а также, поскольку их привлекает раскрытие межличностных способностей, девочки предпочитают ролевые игры с куклами, лежащими, непосредственно перед ними. В шесть лет девочки опережают мальчишек в разговорной речи, запоминании чисел, у них наблюдается огромный объём и устойчивость памяти.

Несколько иным образом развивается мальчик, уметь в 6 лет он может разные вещи, в том числе в два раза быстрее и без ошибок собирать пазлы и мозаики. Главным его стремлением является познание сути предмета, нахождение связи между причиной и следствием, а также соревновательный дух, без которого не может обойтись ни одна игра.

Поскольку мальчики любят игры, развивающие пространственное мышление, в будущем им проще даются такие предметы, как физика, химия, геометрия и черчение.

Знания ребенка в 6 лет

Частый вопрос родителей – что должен уметь ребенок перед школой, становится в шесть лет, особенно, актуальным. По сути, дошкольник в этом возрасте обладает достаточно большим багажом знаний, остаётся только выяснить, готов ли он к этому.

Развитие личности ребенка 5-6 лет

В 5-6 лет сложные процессы происходят в психологии ребенка. В этот период формируется база личностных качеств малыша. Кроха постигает нравственные, ценностные ориентиры, учится вести себя в обществе и с другими людьми. В этот период закладываются основные понимания о добре и зле, морали. К начальной школе можно судить о том, каким человеком вырастет ребенок.

Изучая окружающий мир, малыш теперь не только отмечает внешние признаки и содержание предметов, его больше интересуют взаимоотношения, психологическая суть событий. В ежедневных играх все чаще можно заметить, как ребенок обыгрывает события, произошедшие с ним или его знакомыми ранее. Так карапуз осмысливает происходящее, делает свои выводы.

Основным движущим элементом познания в 5-6 лет остается любознательность. Опираясь на полученный ранее опыт, дети начинают постепенно проявлять осторожность, продуманность. Если у ребенка есть достаточно свободы и он понимает, что за свои действия придется нести ответственность, кроха постепенно начинает прислушиваться к правилам поведения осознанно.

К шести годам жизни ребёнок уже не малыш, но ещё и не взрослый. Переломный момент, который возникает после детского сада перед школой, нередко беспокоит родителей. Их волнует вопрос о том, что уже должен уметь их ребёнок.К 6 годам ребёнок должен иметь представление о себе и своей семье. Знать свое имя, отчество и фамилию, имена, отчества и фамилии родителей, их профессии, домашний адрес.

В этом возрасте детей приучают к самообслуживанию. Тревоги родителей по поводу того, как же ребёнок оденется, откроет и закроет входную дверь, дойдёт до школы и обратно, как сам разогреет обед, способны навредить формированию его самостоятельности. Ребёнок в 6 лет должен быть социально-адаптированным к подобным вещам. Не нужно бояться его самостоятельности и препятствовать её развитию и появлению.

Шестилетки охотно помогают родителям, чувствуя тем самым свою значимость. Важно проявлять благодарность и разрешать ребёнку участвовать в домашних делах. Если малыш что-то делает не так — не ругайте, а деликатно поправьте. Помните, мама и папа для малыша являются авторитетами. Он всё повторяет и старается сделать как лучше, даже если не всегда и получается.

Общение ребенка 5-6 лет

Малыш в 5-6 лет нуждается в общении с другими людьми и сверстниками очень сильно. Через игры, разговор кроха получает новую информацию о мире, вариантах общения, нормах поведения. Выстраивая взаимоотношения с другими детьми учится вести себя в группе. Детям старшего дошкольного возраста очень важно научиться дружить и находить точки соприкосновения со сверстниками, ведь совсем скоро малыш пойдет в школу.

В 5-6 лет ребенок уже может выполнять обозначенную задачу вместе с другими детьми. Малыши учатся взаимодействовать и соблюдать очередность. В этот период хорошо научить ребенка:

  • заводить друзей. По собственному примеру, через книги и мультфильмы, покажите малышу, как правильно подойти к другому ребенку, поздороваться, познакомиться, предложить поиграть;
  • выстраивать отношения. Расскажите, зачем нужно быть дружелюбным, какие действия и слова могут обидеть другого человека;
  • быть терпимым, милосердным. Поговорите с карапузом об индивидуальности людей, расскажите, почему нужно уважать окружающих, прощать ошибки;
  • контролировать собственные эмоции, избегать агрессии;
  • вести диалог, выслушивать собеседника;
  • преодолевать свои страхи. Покажите крохе, что подойти к группе детей не страшно, подскажите, что не стоит стесняться;
  • правильно просить о помощи, благодарить за услуги.

Эти простые вещи помогут ребенку быстрее освоиться в любом коллективе, завести друзей. Конечно, любой навык требует практики. Старайтесь как можно чаще бывать на детских площадках, посещать различные кружки, секции. Особенно это важно для детей, не посещающих детский сад.

Возросшая необходимость общаться со сверстниками и другими людьми не снижает важность общения с родителями. Часто, реакцией на снижение общения с близкими в 5-6 лет становится синдром дефицита внимания. Ребенок начинает специально нарушать установленные правила, вести себя очень плохо, злить взрослых.

Развитие ребенка от 5 до 6 лет

Ежедневно необходимо играть с ребенком в предложенные им игры, беседовать на различные темы, обсуждать произошедшие события. Во время игр старайтесь быть внимательными к тому, что говорит ваш малыш, отвечайте развернуто, честно.

Физиологические и психические изменения в возрасте 6 лет

В 5-6 лет наступает пик умственных возможностей ребенка. Малыш не только хочет узнать много нового, но и может запомнить такой объем информации, который недоступен для любого другого возраста. К базовым умениям изучать окружающий мир добавляются сложные операции мышления и логики. Малыш оперирует различными абстрактными понятиями, ищет связи между предметами, событиями.

Конечно, мыслительные процессы ребенка в 5-6 лет еще не совсем похожи на рассуждения взрослого. Малыш оперирует собственной базой знаний и понятиями, которые не всегда подходят к выбранному вопросу. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка рассуждать, развивать его интеллект. Это умение легко прививается простыми разговорами на интересующую кроху тематику. На любой вопрос нужно не просто отвечать “да” или “нет”, а через рассуждения, наводящие вопросы, приводить карапуза к собственным выводам.

К 5,5 годам хорошо научить малыша высказывать свое мнение, используя аргументы. На собственном примере покажите, как важно не только высказывать свои желания, но и аргументировать их. Хорошо стимулирует это умение предоставление самостоятельности в простых вопросах. Пусть кроха сам принимает решение, что одеть или во что играть.

Часто именно в этом возрасте дети интересуются, как они появились на свет. Выбор ответа на этот вопрос зависит от родителей, но желательно заранее обсудить на семейном совете единый ответ. Не рекомендуется рассказывать о капусте или аисте, ведь это будет неправда, а дети на улице расскажут другую историю.

На психику ребенка большое влияние оказывает его окружение. В 5-6 лет многие дети начинают относиться к себе с критикой, сравнивая свою внешность, физические и умственные способности с возможностями сверстников. Не рекомендуется добавлять сложностей, сравнивая его с другими детьми. Лучше расскажите об уникальности каждого человека на земле, особенностях каждого человека.

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля?

Внимание родителей 5-6 летних детей должно быть сосредоточено на развитии таких важных умений как восприятие, внимание и память. В этот период происходит переход от непроизвольного к сознательному запоминанию. Хорошо предлагать ребенку совершенствовать эти умения простыми занятиями:

  • учить небольшие стихи и рассказы;
  • обсуждать выученный текст, добиваясь полного понимания смысла;
  • предлагать концентрировать внимание на занятиях, убирая отвлекающие предметы;
  • учить находить отличия, выстраивать цепь событий;
  • предлагать повторять последовательность действий, слов;
  • учить и употреблять новые слова;
  • совершенствовать тактильные знания и мелкую моторику.

Кроме предложенных вариантов развития внимания и памяти, следует как можно чаще беседовать с ребенком, обсуждая произошедшие ранее события. Попросите вспомнить детали, объяснить, почему произошло то или иное событие.

Мышление

Развитие мышления детей 5-6 лет выстраивается вокруг приобретения новых, более сложных навыков. Рекомендуется учить малыша:

  • считать до 100 десятками, до 20 единицами;
  • рисовать цифры, запоминая изображение и соответствующее ему количество предметов;
  • простым вычислительным операциям (сложение, вычитание) в рамках 1-2 единиц;
  • находить простые и сложные фигуры в окружающих предметах;
  • буквам, находить знакомые слова, начинающиеся с заданного звука;
  • читать по слогам;
  • цветам и оттенкам;
  • различать дни недели, время суток;
  • решать логические задачи, придумывать собственные задания;
  • обращать внимание на признаки предметов, различать, сортировать, классифицировать.

Удобнее всего обучать ребенка при помощи сборников заданий для детей 5-6 лет. Обычно такие издания содержат в себе различные варианты занятий, позволяющие найти наиболее подходящий вариант для ребенка.

Воображение

К 5 годам фантазия детей становится одним из способов изучения мира. Через воображение малыш придумывает собственную реальность, в которой переживает различные события, моделирует ситуации. Грань между вымышленным и реальным миром для ребенка не заметна, часто он переносит свои действия из воображаемого мира на действия в реальности.

Многих родителей 5-6 летних детей волнует эта ситуация, им кажется, что дочка или сын начинают врать. Это не верно. Большинство выдуманных событий и действий появляются в речи ребенка без злого умысла. Просто дети еще не полностью понимают, в каких ситуациях можно применять фантазию, а где лучше сказать, как есть на самом деле.

Другой вопрос, если малыш намеренно сочиняет, чтобы скрыть свои неблаговидные поступки. Пропускать ложь не советуют, но и сильно ругать не стоит. Вопрос честности нужно проработать в игровой форме на примере игрушек и мультфильмов. Объясните карапузу, что лучше сказать горькую правду и понести наказание, чем бояться, что кто-то узнает, лгать.

В норме в 5-6 лет речь ребенка должна быть чистая, наполненная всеми частями речи. Малыш должен без проблем составлять простые и сложные предложения, уметь поддержать беседу. При наличии сложностей в произношении отдельных звуков необходимо обратиться к логопеду для своевременной коррекции. К школе карапуз должен чисто говорить, уметь:

  • рассказать о себе и своей семье в нескольких предложениях;
  • составлять рассказ по картинкам;
  • передавать сюжет услышанной истории;
  • уметь контролировать громкость разговора, при необходимости разговаривать шепотом;
  • общаться сам с собой;
  • планировать ближайшие действия, проговаривая их вслух;
  • выделять первый звук в слове, менять по просьбе слово, убирая из него названный звук;
  • использовать подходящие интонации для подчеркивания смысла сказанного;
  • употреблять абстрактные понятия;
  • правильно употреблять времена, склонения, число.

Особенностью речи ребенка в 5-6 лет является активное словотворчество. Мальчики и девочки не только изучают новые предметы и события, но и придумывают им названия, пользуясь имеющимся словарным запасом.

В 5-6 лет малыш способен многому научиться и узнать, рекомендуется стимулировать любознательность:

  • чтением сказок и рассказов, подходящих ребенку по возрасту, темам наиболее интересным ребенку в данный момент;
  • изучением букв, цифр. Хорошо начинать учить читать по слогам;
  • развитием графического навыка. Покажите, как писать печатные буквы, цифры, рисовать простых животных;
  • обучением счету;
  • тренировкой памяти;
  • через творчество (рисование, лепка, вырезание, прикладное творчество).

Отдельное внимание хорошо уделить физической форме ребенка. Мальчики и девочки в 5-6 лет могут посещать различные спортивные секции. В 5-6 лет детям доступны командные игры, боевые искусства, теннис, легкая атлетика, гимнастика, фигурное катание, танцевальные кружки, картинг.

В домашних условиях предлагайте ребенку выполнять задания, подходящие по возрасту и уровню развития. Рекомендованные к развитию навыки:

  • Математика;
  • Логика;
  • Внимание;
  • Память;
  • Мышление;
  • Исследование физических основ происходящих событий (почему идет дождь, что будет, если кинуть камень в воду);
  • Стимулирующие совершенство родной речи: игры со звуками, составление рассказов и т. д.

Отдельно рекомендуется уделить внимание:

  • правилам поведения в обществе, на дороге, за столом и т. д.;
  • развитию моральных качеств;
  • формированию положительного отношения к себе и окружающим людям.

Обучение всем указанным навыкам должно проходить по желанию ребенка в игровой форме. Хорошо использовать различные картинки, книжки, мультфильмы. Для образовательных занятий можно приобрести специальный сборник заданий, подходящий по возрасту. Длительность одного обучающего занятия не должна превышать 30 минут. Если ребенок просит позаниматься еще, предложите сделать небольшой перерыв, размяться, после чего вернуться к интересующему кроху заданию.

В 5-6 лет основным видом деятельности остается игра. Через воссоздание ситуаций во время игры малыш оценивает поступки, действия, моделирует разные варианты поведения. Изображая того или иного персонажа, малыш пытается понять суть происходящего, понять свое отношение, выработать шаблон действий. Рекомендуется стимулировать этот вид деятельности, показывая, как можно создавать из подручных материалов все необходимые элементы игры, участвовать в качестве наблюдателя или активного участника.

Играя вместе с ребенком, легко оценить его психологическое состояние, понять, что его волнует или тревожит. Взаимодействие со взрослым в 5-6 лет во время игры — важная составляющая для сохранения доверительных отношений. В этом возрасте для ребенка не столько важно время, проведенное со взрослыми, сколько качество общения.

Что подарить ребенку на 7 лет: идеи для мальчиков и девочек

Кроме игровой деятельности, важным элементом психологического равновесия в 5-6 лет является умение ребенка выразить свои эмоции при помощи художественных средств. Рисование, лепка, поделки и другие виды прикладного творчества хорошо способствуют развитию этого умения.

В 5-6 лет хорошо предлагать ребенку посещать различные выставки, музеи, театральные постановки, цирк, кино. Знакомство с различными видами искусства помогают расширять кругозор, открыть для малыша новые возможности самовыражения.

Диагностика развития. Тест

Чтобы проверить, насколько ваш ребенок гармонично развит, предложите ему пройти простой тест. Проводить тестирование лучше в 2 подхода. Для этого вам понадобится:

  • 6 карточек “профессии” (доктор, учитель, строитель, продавец, художник, водитель);
  • 5 карточек домашних животных, 5 карточек диких животных;
  • 5 карточек “садовые цветы”, 5 карточек “полевые цветы”;
  • 10 карточек разного цвета (6 цветов спектра, белый, черный и 2 на выбор);
  • 2 картинки с 6-7 отличиями;
  • чистый лист бумаги;
  • нарисованный круг;
  • несколько логических рядов (рисунки 4 предметов, 3 из которых объединены 1 или 2 общими признаками);
  • пазл на 24 детали;
  • конструктор, нарисованный чертеж строения;
  • 8 парных карточек;
  • раскраска;
  • 3-4 новые скороговорки;
  • 3-4 пословицы;
  • пластилин;
  • алфавит.

Задания:

  1. Попросите малыша посмотреть в окно и сказать, какое сейчас время года, часть суток, день недели, месяц.
  2. Спросите, какое у ребенка имя и фамилия, домашний адрес;
  3. Покажите карточки “профессии”, попросите рассказать, чем занимаются изображенные люди;
  4. Смешайте карточки домашних и диких животных. Попросите рассортировать их по месту обитания;
  5. Смешайте полевые и садовые цветы. Попросите рассортировать;
  6. Покажите цветные карточки. Попросите назвать цвета, найти их в окружающих предметах;
  7. Попросите найти в окружающих предметах знакомые формы (круг, квадрат);
  8. Покажите 2 похожие картинки. Попросите найти отличия между ними;
  9. На чистом листе бумаги нарисуйте волнистую линию. Попросите повторить ваш рисунок;
  10. Покажите нарисованный круг. Предложите разделить его на 2, 4 равные части;
  11. Попросите назвать окружающие ребенка предметы мебели, игрушки;
  12. Предложите решить логический ряд;
  13. Попросите сложить пазл;
  14. Покажите чертеж. Предложите построить такой же объект из конструктора;
  15. Достаньте 8 парных карточек. Разложите их перед ребенком. Попросите запомнить расположение каждой карточки. Переверните их стороной без рисунка. Попросите найти все пары, поднимая по одной карточке;
  16. Скажите скороговорку. Попросите повторить за вами в разном темпе;
  17. Попросите раскрасить раскраску, не выходя за контуры;
  18. Расскажите пословицу. Попросите объяснить значение;
  19. Предложите слепить фигурку животного из пластилина;
  20. Возьмите алфавит. Покажите на букву, попросите вспомнить слово начинающееся с нее.

Результаты:

  • Ребенок уверенно справился со всеми заданиями, то вам можно не переживать. Он хорошо развит. Продолжайте в том же темпе.
  • Карапуз выполнил сам от 10 до 15 заданий, а остальные с вашей помощью, то необходимо обратить внимание на слабые места.
  • Самостоятельно сделано до 5 заданий, остальные не выполнены или с помощью взрослого — необходима консультация со специалистом, дополнительные занятия по наиболее слабым местам.

Основные задачи воспитания

Воспитание ребенка — сложный процесс, преподносящий на каждом из этапов взросления новые вопросы. В 5-6 лет взрослым необходимо обратить внимание на воспитание самостоятельности и поддержание самооценки ребенка.

К 5-ти годам малыш может самостоятельно ухаживать за собой:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки перед едой и после туалета, по мере загрязнения;
  • застилать постель;
  • собирать свои игрушки;
  • одеваться и раздеваться;
  • обуваться и разуваться;
  • выбирать одежду для прогулки;
  • мыться;
  • пользоваться носовым платком;
  • кушать.

Эти навыки нужно не только развивать, но и поддерживать. Если малыш пока неуверенно выполняет какое-либо действие, не стоит его поторапливать или делать за него. Уверенность и привычка приходят со временем, при ежедневном повторении одних и тех же действий. Роль взрослого — доверять ребенку, позволять ему учиться не только на примере, но и на собственных ошибках. Видя в вас поддержку, не чувствуя разочарования, малыш не будет бояться пробовать, а будет стараться выполнить ранее недоступное.

https://www.youtube.com/watch?v=J5DISX1RCws

Критическое отношение к себе, своей внешности, способностям часто появляется в 5 -5,5 лет. Особенно ярко это проявляется у девочек. В этот период хорошо объяснить дочке или сыну, что все люди на земле разные и нужно принимать их такими, какие они есть. Расскажите крохе, что он уникальный, не похожий ни на одного человека в мире. Чтобы поддержать свои слова постарайтесь:

  • не критиковать внешний вид малыша. Если заметили пятнышко или неопрятность, просто попросите исправить, не давая оценки;
  • не сравнивать со сверстниками или другими детьми. Если хотите сравнить, то обратитесь к умениям самого ребенка в прошлом и сейчас. Покажите крохе, как он вырос, поумнел, быстро научился;
  • показать пример. Дети — наше отражение. Если взрослые относятся к окружающим спокойно, не критикуют, не ругают, то малыши относятся к ровесникам и себе намного спокойнее.

Рекомендуемые игры

Умение находить себе занятие не появляется из ниоткуда. Оно формируется на опыте, знаниях, ранее испробованных играх. В задачи родителей входит не только обучить ребенка всем необходимым навыкам, но и познакомить с различными играми. Чем больше разнообразных видов игр будет знать малыш, тем больше собственных он придумает. Что предложить ребенку в 5-6 лет в качестве игры?

  1. В. Сутеев “Сказки и картинки”;
  2. С. Маршак “Стихи и сказки”;
  3. С. Михалков “Басни”;
  4. К. Чуковский “Стихи и сказки”;
  5. А. Линдгрен “Приключения Пеппи длинный чулок” и др.;
  6. Г. Х. Андерсен “Сказки”;
  7. Братья Гримм “Сказки”;
  8. Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей”;
  9. П. Ершов “Конек-горбунок”;
  10. Э. Успенский “Дядя Федор, пес и кот”;
  11. Д. Родари “Приключения Чипполино”;
  12. Дж. Харрис “Сказки дядюшки Римуса”;
  13. Народные сказки;
  14. Сказки народов мира.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал женской красоты